Сен 28

Прокрустовы крайности в воспитании ребенка

oshibki_v_vospitaniiКаждый родитель считает, что все всегда делает исключительно для пользы своих детей, и никак иначе. От советов обычно отмахивается, как от назойливых мух, полагая, что сам факт родительства автоматически делает его гуру воспитания. Мнение ребенка обычно не спрашивается, ибо мал еще. И в этом кроется самая большая ошибка.

Есть одна древнегреческая легенда об опасном разбойнике Прокрусте. Он ловил на дороге неудачливых путников и примерял их к своей кровати. Если кровать пленнику была велика – Прокруст вытягивал его конечности, разрывая суставы. Если человек был высок, и в кровать не вмещался – разбойник отрубал все «лишнее».

Довольно часто родители имеют некий абстрактный идеальный образ ребенка, к которому, как к прокрустовой кровати, периодически примеряют своё дитя. И если взрослые зациклены на этом идеале, воспринимают его как единственный возможный вариант развития, то при любом несоответствии стараются «исправить» положение.

Крайности и ошибки в воспитании детей

Устанавливается очень высокая планка, к которой ребенок всю жизнь вынужден тянуться. За промахи и ошибки серьезно наказывают, постоянно сравнивают с более успешными одноклассниками, поощряют редко. В разговоре с ребенком постоянно фигурирует слово «Должен».

При этом не учитываются:

  • Способности, склад ума, тип характера и биоритмы.
  • Интересы ребенка («У нас династия врачей\скрипачей, ты обязан тоже стать врачом\скрипачом» или «У отца не получилось стать футболистом, но сын будет звездой футбола»).

Такой подход сказывается на здоровье и поведении ребенка

Дети, испытывающие постоянные моральные или физические перегрузки, часто болеют. Некоторые прикрываются болезнью как ширмой и имеют хронические психосоматические патологии.

Те, кто не справляется с ожиданиями, могут иметь состояние фрустрации, депрессии. Другие учатся притворяться и лгать, чтобы получить поощрение и подарки.

Дети, участвующие в гонке за родительской благосклонностью, рано взрослеют. Игры, шалости, безмятежность – на это не остается времени.

Другой вариант воспитания – когда все начинания и стремления не поощряются родителями. Они хотят иметь ребенка «как у всех», без забот и затрат. «Зачем тебе это?» – обыкновенный вопрос в таких семьях. Музыку воспринимают как баловство, танцы – как путь к разврату, спорт опасен, иностранный язык «продавцу\слесарю не нужен» и так далее. На все успехи ребенка смотрят прохладно.

Дети, у которых отсекли все «лишнее», вырастают безынициативными, не имеющими увлечений. Еда и компьютер становятся их лучшими друзьями. Спохватившиеся родители стараются расшевелить и заинтересовать подростка, но безуспешно.

Потом повзрослевшие дети могут провести всю жизнь в погоне за мечтой или наверстывают упущенное в достаточно зрелом возрасте. Кстати, из таких детей могут получиться требовательные родители из предыдущей категории, которые перекладывают свои мечты на плечи собственных отпрысков, заставляя «прыгать выше головы».

Оба указанных подхода воспитания являются крайностями. Но они, к сожалению, не редки.

Важно поддерживать своего ребенка, проявлять к нему интерес, наставлять, но не навязывать свою волю. Не жалеть добрых слов для него и всегда хвалить за маленькие победы. И самое главное – любить его таким, какой он есть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Comment

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha